Как устроено современное FM радио (фото и текст)

Тема в разделе "Мультимедиа", создана пользователем Z-User, 18 мар 2017.


    1. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.672
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Друзья, многие из вас слушают радио … при чем, будь то интернет канал или FM вещание студийная часть как правило построена по одному и тому же принципу. А интернет либо FM — это всего навсего среда доставки сигнала.

      index.jpeg

      Предлагаю воспользоваться виртуальной экскурсией и посмотреть как все это работает.

      И так, для работы радио нужен как минимум один ПК с которого идет вещание и передатчик.

      Софт у станции — у каждого свой. По правде говоря вещать можно и с WinAmp, вот только о какой автоматизации может идти речь? А ведь радио это и реклама, которую нужно выводить вовремя … и передачи по расписанию … и часовые позывные и т.д.

      В первой части — остановлюсь на общих вопросах. Где и как все устроено … вторую часть (позже) посвящу эфирному софту.

      И так, само помещение радио как правило состоит как минимум из двух комнат: студии и отдела обслуживания (рекламный отдел, директор и прочие сотрудники). Теоретически можно все в одном помещении сидеть, однако лучше отделы разграничить, особенно студию.

      И так, офисные ПК не вижу смысла тут показывать .. так как там в основном работают с документами и не вижу там ничего интересного.

      Сразу к студии …

      XB_6WaMz-CY.jpg

      И так, студия как правило изолированное помещение со звукопоглощающего материала. На фото темно серый фон стены как раз поролоновые звукопоглотители.

      Само рабочее место ДиДжея. Все рабочие ПК вынесены за пределы студии для создания идеальной тишины. В нашем примере ПК пара, один это эфирный, который формирует эфир (о софте в следующей части) и второй — помощник ведущему для работы в интернет и месенджерами — куда прилетают приветы и поздравления.
      --- Добавлено, 18 мар 2017, Дата поста: 18 мар 2017 ---
      Пульт, для миксации нескольких источников … на примере в пульте используется всего 3 устройства. Два микрофона и эфирный ПК. Однако микрофоном можно и больше … так же можно подключать и другие музыкальные устройства начиная от еще одного ПК, заканчивая банальным бытовым плеером.

      С этих же микрофонов можно так же производить запись ведущего на второй ПК, даже не выводя их в эфир (к примеру для начитки какого либо текста). Для этого на пульте есть специальный выход AUX, который идет на линейный вход звуковой карты. Кстати — по вопросу звуковых … в любом случае никаких интегрированных, все из класса профессиональных.

      Нас счет микрофонов - казалось бы … взять домашний микрофон и включить его в микрофонный вход — и вуаля в эфир. Да, такое возможно и даже будет работать, однако о каком качестве говорить? Шумы и частотные характеристики бытовых микрофонов оставляют желать лучшего. Более того — на каждый микрофон в студии установлен компрессор класса DBX 286, в функции которого входит — усиление микрофона, компрессия голоса (для более насыщенного качества и устранения разницы в голосе когда ведущий к примеру отвернул голову от микрофона смотря в монитор), деесер, для подрезания паразитных звуков на словах с буквами «с» и «ц» и гейтер (для подавления шумов в паузах между словами ведущего).

      dbx.jpg
      --- Добавлено, 18 мар 2017 ---
      Когда сигнал со звуковой попал в пульт и смикшировался с ведущим … либо просто музыка идет на прямую на выход — далее его нужно доставить на передатчик.

      Тут есть несколько интересных моментов. Как правило студия размещается либо рядом с передатчиком либо удаленно, а передатчик установлен на какой то Радио-Телевизионной передающей антенне.

      Если студия рядом с антенной (до 50 м) то с пульта звуковой сигнал поступает формирователь комплексного сигнала где уже он готов для приема, только на малой мощности (до 30 Вт)

      EX-FM-35Sb.jpg

      где уже по фидеру (радиочастотному кабелю) подымается к усилителю, который просто усилят мощность до необходимой и подает в антенну.

      product_f895750bd1db78d4939d30f69fbcf1b0.jpg
      Второй вариант, когда студия находится на расстоянии … в таком случае сигнал передают по каналам передачи данных … будь то беспроводной пролет либо оптоволоконные линии соединяя студию и передатчик, при чем даже используя обычный интернет.




       
      kolya778877 и Unf0rgiven нравится это.
    2. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.672
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      В нашем примере студия находится на расстоянии поэтому для передачи сигнала используют либо аппаратные кодеры/декодеры либо программные — на уровне софта.

      digiline_new.jpg

      В любом случае с одной стороны происходит захват звука и передача его по каналам передачи данных (кодеки и сжатие настраивается по желанию). В примере используется программный, один из которых SEOnline написал наш украинец из Запорожья - Влад - Автоматизация радиоэфира

      передающая часть

      SEserver.jpg

      Приемная

      SEklient.jpg
      --- Добавлено, 18 мар 2017, Дата поста: 18 мар 2017 ---
      Когда сигнал пришел на второй конец его нужно принять и выдать в эфир. Преимущество использования программного кодера это то что звуковую карту можно поставить на свое усмотрение и настроить дополнительную обработку звука звуковым процессором и в том числе резервирование эфира на случай отключения от студии (по форс-мажорным обстоятельствам). А по стоимости с учетом лицензирования ОС и софта — можно сравнивать. К примеру аппаратный кодер что на картинке стоит 136 тыс русских рублей, что получается порядка 63 тыс грн ... а с другой стороны ставится декодер с похожей ценой - вот и сравниваем ценник.

      А на звуковых картах не стоит экономить ... это качество эфира и качество звука в конечном будет одним из фактором и может влиять на то, остановится ли слушатель на этой волне.

      esi_juliabig.jpg

      В общем далее со звуковой карты сигнал поступает на тот же формирователь сигнала и с него уже на усилитель, который рассмотрели ранее. После по толстому фидеру — на антенну и в эфир к радиоприемнику слушателя.
       
      kolya778877 нравится это.
    3. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.672
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      f8I3I9_oLqk.jpg

      Вот так это выглядит в нашем примере … есть арендованное небольшое помещение с вентиляцией и кондиционированием как правило ближе к антенне. Тут же и ПК и передатчик … сверху вниз:

      F_PEnw-1dQE.jpg

      формирователь сигнала на выходе которого уже имеем готовый сигнал малой мощности … ниже комбайнер, который этот сигнал подает на два усилителя что стоят снизу и выходы потом суммирует в один. И далее уже все это по толстому фидеру прямо в антенну.

      В первой строчке видно выходную мощность на данный момент (для сравнения: мобильный телефон как правило имеет максимум 1 Вт в 1800 диапазоне и 2 Вт в 900 диапазоне).​

      m1Vw4ieq-oc.jpg
      Если есть вопросы — можно задавать, в том числе и личку.

      Во второй части постараюсь рассмотреть софт, который формирует эфир — на примере все того же продукта от украинского автора — Влада с названием Sound Empire.
       
      Djundich, kolya778877, andyz и ещё 1-му нравится это.
    4. _Spaiki_

      _Spaiki_

      Регистрация:
      9 янв 2013
      Сообщения:
      3.558
      Симпатии:
      1.069
      Город:
      XZ
      Любопытно и познавательно, спасибо!:)
       
      Djundich нравится это.
    5. Unf0rgiven

      Unf0rgiven Модератор Команда форума

      Регистрация:
      23 фев 2011
      Сообщения:
      2.532
      Симпатии:
      978
      Город:
      Бердянск
      И мою звуковую зафотал)))
       


    6. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.672
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      И так … как и обещал — вторая часть..

      Начнем с самого простого — плейлиста который звучит. Да, как и писал ранее можно обойтись винампом разбавленными заставками с позывными.

      А рекламу кидать ручками по времени … и самое интересное — будет работать.

      Однако это подойдет для домашнего радио и требует постоянного присутствия живого человека перед эфиром.

      Air-Foto.png

      На эфирах в основном стоят полностью автоматизированные системы. На нашем примере рассмотрим SoundEmpire.

      Чем-то напоминает Winamp — слева есть тот же плейлист. Есть бегущая строка трека сверху и правее время до конца трека.

      В программе каждый час подгружается новый лист, согласно составлено ранее правил — музыкальным редактором.

      Метод смены листа каждый час — считаю правильным, так как если диджей к примеру доставил песню в лист вручную то сдвинет только текущий лист, а на следующий это не повлияет. Что не успеет проиграть в текущем часе — просто удаляется с листа, на фото все что после 60-й минуты уже не выйдет в эфир из-за ручного добавления треков в эфир.

      Air-kbcn.png

      В листе сразу видно расчетное время старта композиции согласно учета длительности и миксации.
      --- Добавлено, 19 мар 2017, Дата поста: 19 мар 2017 ---
      Правее находится база доступных песен для ручной постановки … при чем три колонки для удобства. В первой все песни в базе алфавитном порядке, если снизу в фильтре ввести первые буквы, то в списке будут только те — что попадают под описание.

      Правые колонки позволяют помогать фильтровать песни по исполнителю/дате добавления/языку исполнения/темпу/настроению.

      Банальным перетаскиванием — песни просто переносят в лист.

      Тут же есть закладки где уже собраны готовые заставки под разные передачи для оформления эфира.
      --- Добавлено, 19 мар 2017 ---
      А теперь о автоматизации …

      Air-панель.png

      Сверху мы видим разные подписанные счетчики — это и есть время до выхода рекламы и какой либо передачи. Первый счетчик ставит в плейлист рекламу по времени, которая после постановки — ждет окончания трека и выходит. Поэтому ее лучше забивать на 2 минуты раньше расчетного времени. К примеру — если должна быть реклама на 20-й минуте, то счетчик ее поставит на 18-ю минуту и будет ждать конца текущей песни и выведет в эфир.
      --- Добавлено, 19 мар 2017 ---
      Второй счетчик — это выход передач, к примеру если новости выходят в записи то их можно либо поставить ручками в плейлист, а можно забить в расписание, которое их будет ставить по времени. В нашем случае на ровные часы забита часовая заставка с позывным радио.

      Нажав на часики — можно вывод переключить в ручной режим — в таком случае реклама не будет становится в плейлист, а в случае наступления времени просто будет мигать клавиша «поставить» для ручной постановки. Это иногда нужно для работы в прямом эфире, когда идет дискуссия — и не нужно сейчас реклама.
      --- Добавлено, 19 мар 2017 ---
      То есть — ведущий не парится когда выводить рекламу и не составляет рекламный блок. Этим как правило занимается рекламный отдел … который просто согласно сетки рекламы отмечает места выхода ролика … согласно которого эфирная программа выводит ролик, предварительно «оформляя» блок влетом и вылетом (заставка начала и конца рекламы)

      Снимок экрана от 2017-03-19 15-46-33.png

      На примере видно рекламную кампанию одного рекламодателя, которая состоит из 4-х роликов … и согласно сетки рекламы расставлены ролики 1 — 4. Если на это время назначены еще ролики то они выйдут в одном блоке с текущим.

      Иными словами каждый блок никто отдельно не составляет (хотя и можно редактировать) — достаточно за раз расставить ролики на месяц или даже более и все, программа сама будет все выводить.

      Аналогичная ситуация и с передачами.
      --- Добавлено, 19 мар 2017 ---
      Такая фишка позволяет постоянно не находится в студии при работе программы … она все делает в автоматическом режиме и может так работать долгое время — насколько забита реклама и передачи для оформления эфира. Для страховки есть дежурный плейлист, на случай если диджей похулиганит и удалит несколько песен и до конца часа будет не хватать треков … или музред не успел забить плейлист, то опять же выйдет дежурный лист.
      --- Добавлено, 19 мар 2017 ---
      Снимок экрана от 2017-03-19 15-46-55.png
       
      DmitryAVET, andyz и utwer нравится это.
    7. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.672
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      А теперь немного о песнях … в отличии от Winamp тут есть база данных (как в библиотеке — картотека). То есть информация о песнях хранится в карточках, а не в тегах. Это позволяет песне навешать много интересного. К примеру темп/настроение/язык и т. д. То есть то, что позволяет потом в студии отыскать песню по типу или сформировать час эфира согласно правил (к примеру — утром веселые и быстрые песни).

      Снимок экрана от 2017-03-19 15-48-24.png

      Так же можно указать время intro outro … что будет полезно ведущим, которые любят болтать на песне … это время до начала слов в песне и время конце, когда уже можно болтать не перебивая исполнителя. Если этот параметр забить то в начала трека и в конце возле времени до конца трека будет появляться дополнительный таймер до указанного времени.

      Снимок экрана от 2017-03-19 15-48-37.png

      Даже если в треке есть тишина в начале или в конце, его не обязательно пропускать через звуковой редактор, так как в Империи достаточно указать начало и конце трека уже на самом файле и в случае необходимости — точку микса и сохранить.
      --- Добавлено, 19 мар 2017, Дата поста: 19 мар 2017 ---
      Ну и последнее на чем хотелось бы остановится на формировании часов … у каждой радиостанции своя концепция вещания и наполнение часа. Согласно категорий песен, которые мы вешали на новые добавленные треки в начале — и формируется час. Категориями его составляет музред — и для каждого часа суток можно выбрать свою последовательность категорий. То есть - первая в 8-часе украинская, потом новинка недели. потом горячий хит и т.д. Более того, дополнительно включить фильтр для быстрых или спокойных песен …
      Так же есть защита на исполнителя ... к примеру ставим 30 треков и в течении 30 песен этот же исполнитель уже не станет в эфир с другой песней даже в другой категории. Так же защиты от названия песни ... к примеру установив эту защиту на 20 треков, это означает что песня с таким названием к примеру "мама" уже не станет любого другого исполнителя в течении 20 треков. Ну и для совсем капризных защита на смежных исполнителей ... к примеру указать что ДДТ и Шевчук одно и тоже ... то есть если стал ДДТ то Шевчук уже согласно политике защит не станет несколько следующих песен.

      Так же для дня недели выбрать свою последовательность часов … то есть все зависит от фантазии и желания музреда.

      Ну общем — по такому принципу работают почти все радиостанции.
      --- Добавлено, 19 мар 2017 ---
      У меня все ... может у кого либо есть вопросы, которые он хотел бы уточнить и не знал где - то так же можно писать тут или в личку :))
       
      _Spaiki_, DmitryAVET и andyz нравится это.
    8. andyz

      andyz

      Регистрация:
      27 май 2011
      Сообщения:
      1.780
      Симпатии:
      699
      Адрес:
      Киев
      Город:
      Киев
      спасибо, познавательно.

      сейчас это все уже достаточно просто -- компьютеры, плейлисты, редакторы

      а вот интересно, как это все работало в "аналоговые" времена?

      в начале 90-х, например, когда еще не было компьютеров
       
    9. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.672
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      andyz, ну в студии постоянно сидел человек, который сводил треки с разных источников ... либо заранее формировал длинную дорожку и потом ее целиком ставили в эфир.
      Это сейчас по желанию ведущего можно даже записать голос и поставить в плей лист вплоть до того, что ведущий как бы будет называть текущее время имитируя живой эфир.
      Плей лист при формировании так же показывает расчетное время старта композиции. К примеру сейчас открыт 16-й час и видим, когда приблизительно (если час стартанет ровно в "0" минут) прозвучит та либо иная песня.

      Поэтому при желании диджей говорит "вы слушаете радио **** в Киеве *** часов далее в эфире мы слушаем *****" и ставим на позицию по объявленному времени ... а далее те песни что сообщил ведущий. И вуаля ... это может быть лист даже на конец месяца :))

      Снимок экрана от 2017-03-19 16-05-41.png
       
      DmitryAVET нравится это.
    10. andyz

      andyz

      Регистрация:
      27 май 2011
      Сообщения:
      1.780
      Симпатии:
      699
      Адрес:
      Киев
      Город:
      Киев
      я помню, как такое появилось впервые в Киеве на MusicRadio 101 (это, если не ошибаюсь, было некое подразделение ICTV) -- у них эфир был полностью "автоматическим" и диджеев не было вообще, причем, так было очень долго
       
    11. Ads Master

      Киевстаров

       Регистрация:   27 май 2011  Сообщения:               120  Симпатии:                  50  Город:                     Киев

    Поделиться этой страницей