Маленькие хитрости при съемке :)

Тема в разделе "Мультимедиа", создана пользователем Z-User, 12 май 2016.


    1. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Нашел у себя в электронной библиотеке, возможно некоторые советы кому либо будут полезны. Сам начинал именно с этой методички. Как закончу- сообщу.

      Кадр


      Как из плохих кирпичей невозможно построить хороший дом, так и неудачные кадры портят впечатление от всего фильма. Вид посторонних предметов (рис. 1), вспомогательного оборудования и другого «мусора» не украсит пи одни кадр. При съемке надо отбрасывать все лишнее и компоновать картинку целенаправленно, стараться, чтобы внимание зрителя не распылялось н чтобы впечатление от просмотра события на телеэкране осталось таким же, каким оно было у автора в момент съемки.

      1.gif

      Рис. 1. Посторонний предмет в кадре​

      На рисунке 1 канат подвесной дороги отвлекает внимание зрителя и «смазывает» впечатление от горного пейзажа.

      Непривычная перспектива, необычный ракурс и точка зрения придают кадру особую выразительность и настроение. Но, используя те или иные художественные приемы, никогда нельзя забывать, что кадр как таковой не имеет самостоятельного значения, а должен гармонично встраиваться в сцену, эпизод, наконец, в фильм. Надо учитывать ограничения, связанные с движением предметов, со стыкуемо-стыо фрагментов и даже с низкой разрешающей способностью видеоизображения.

      В отличие от фотографии, ориентация н пропорции видеокадра жестко заданы. Стандарт предполагает соотношение сторон (высота к ширине) 3:4, использование пропорции 9:16 может вызвать проблему совместимости различной видеоаппаратуры, хотя мода последних лет указывает именно 9:16. С другой стороны, как и фотографию, видеокадр лучше строить с учетом правил композиции, цветовой и световой гармонии, передачи пространства на плоскости.

      Композиция

      Основная задача композиции заключается в таком расположении деталей изображения, при котором его сюжетно важные объекты станут для зрителя центрами притяжения внимания. Располагать главный объект точно посередине экрана необязательно и даже нежелательно, за исключением тех случаев, когда надо особо подчеркнуть симметрию кадра. Сюжетно важный элемент можно выделить размером, насыщенным или редко встречающимся на изображении цветом, положением относительно обрамления кадра. Задача усложняется, когда объект изображается не в крупном масштабе, и здесь поможет учет особенностей зрительного восприятия человека.

      Взгляд останавливается только на четких и контрастных участках изображения. Тон фона лучше выбрать ненавязчивый, размытый или затуманенный, заметно отличающийся по цвету от главного объекта.

      Даже небольшой предмет приковывает к себе внимание, если он начинает двигаться или мерцать. Линия взгляда непроизвольно пройдет через такой объект, так заложено природой человеческого восприятия действительности. Маленькая, но движущаяся муха более заметна, чем неподвижный слон. Сюжетно важный элемент на статичном фоне автоматически становится центром внимания, если каким-либо образом изменяется его отображение на экране. Следовательно, кадр надо компоновать так, чтобы избежать динамизма посторонних (второстепенных) предметов.

      Физиология нашего зрения такова, что над линией взгляда угол четкого восприятия пространства заметно меньше, чем под ней, иными словами, если смотреть на линию горизонта, то видимая площадь неба будет уступать видимой площади земли. С другой стороны, один глаз ведущий, обычно правый, а второй — ведомый, и линия комфортного восприятия зрительного образа смещена в сторону ведущего глаза. Значит, для большинства людей центр первоначального внимания расположен на пересечении горизонтальной линии, смещенной вверх от середины экрана, с вертикальной линией, смещенной от середины вправо. Эти линии делят кадр по вертикали и по горизонтали в соотношении приблизительно 2:1 (заметим, что «золотое сечение» дает величину 1,62:1).

      Как видно из рис. 2, на котором толщина полос выбрана такой, что ее границы соответствуют двум приведенным соотношениям, различия между этими пропорциями мало заметны. Относительно центра экрана симметрично двум рассмотренным линиям располагаются две другие, вдоль которых взгляд направляется также естественным образом. Все они делят кадр по вертикали и по горизонтали на приблизительно равные части.

      Таким образом, для размещения сюжетно важных элементов на экране наиболее подходящими местами являются четыре указанные линии, особенно точки их пересечения, как естественные центры внимания, в которых даже небольшой объект не потеряется для зрителя. Очень красиво смотрятся кадры, в которых вдоль указанных линий проходят стволы и ветви деревьев, контуры предметов окружения и т. д., такое расположение придает кадру гармоничность.

      Важной задачей композиции является кадрирование. В отличие от фотографии, где легко сделать обрезку краев, видеокадр строится только при съемке. Границы изображения, конечно, можно частично скорректировать на этапе компьютерного монтажа, но за счет потери исходного качества и времени на обработку. Ниже приведены основные ограничения по размещению объектов относительно краев экрана.

      2.gif

      Рис. 2. Линии и точки естественного внимания​

      3_a.gif

      а

      3_b.gif

      б

      Рис. 3. Трудности кадрирования при съемке взрослых и детей​

      • Категорически запрещено обрезать границами кадра головы, кисти и стопы людей и животных. При съемке надо учитывать, что на экране телевизора теряется около 10 % высоты и ширины картинки видоискателя. Когда снимают одновременно и взрослых, и маленьких детей, могут возникнуть трудности в композиции кадра, так как в этом случае обрезку изображения взрослых приходится делать не лучшим образом (рис. 3, а). Взрослый может взять ребенка на руки или присесть (рис. 3, б).
      • Нельзя человека упирать носом в край экрана, потому что для взгляда требуется экранное место. Как перед движущимися предметами, так и перед стационарными объектами, имеющими «лицо» (например, фасад здания), также надо оставлять свободное пространство.
      • Чтобы избежать впечатления тяжеловесности, над архитектурными объектами, скалами и т. п. оставляют воздух, в кадре должен быть отображен хотя бы небольшой участок неба (рис. 4, б). По этой же причине нельзя макушкой человека подпирать верхний край экрана. А чтобы выровнять освещенность кадра, долю слишком яркого неба можно уменьшать до одной десятой высоты экрана. Кадр необходимо ставить в устойчивое равновесие относительно центра видимого мира. У зрителя не должно возникать ощущение, что картинка на экране заваливается в какую-либо сторону. Выбор композиции здесь напоминает задачу поиска центра масс и определения устойчивости.
      • Объект, смещенный в сторону или вглубь, надо уравновесить другим предметом по правилам рычага, учитывая уменьшение масштаба по мере увеличения расстояния.
      • Светлые предметы выглядят более легкими и менее прочными, чем предметы тех же размеров, но окрашенные в темные цвета. Чтобы равновесие выглядело устойчивым, нижняя часть кадра должна быть более «тяжелой» (и темной).
      • Смещение «центра тяжести» на край вызывает напряженность, даже тревожное настроение, но, с другой стороны, неуравновешенность можно использовать для оформления естественного перехода на следующий фрагмент.
      Освещенность кадра должна быть равномерной, с хорошей прорисовкой и самых светлых, и самых темных участков. Избыток темных тонов навевает грусть и может потребовать от зрителя временно увеличить яркость телевизора, а на слишком светлых картинах детали расплываются.

      В отличие от кино, видеофильм смотрят не в темном зале, а при обычном освещении, поэтому надо избегать больших площадей экрана с одинаковой яркостью. Кроме того, соседние кадры не должны резко отличаться по плотности (яркости). Для видео больше подойдет пестрая, но мягкая картинка. Повышенный контраст допустим только для кадров, придающих сцене особое настроение и длящихся относительно недолго.

      Как правило, источник света должен оставаться за спиной видеооператора. Более естественно выглядит кадр, в котором яркость убывает сверху вниз и слева направо, то есть источник света располагается вверху слева. Это связано с тем, что солнце в северном полушарии перемещается по часовой стрелке, и ему надо оставлять пространство для движения.
       
    2. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Для обеспечения неразрывности линии взгляда яркость элементов кадра должна убывать вверху слева направо, далее вниз и внизу справа налево.

      4_a.gif

      а

      4_b.gif

      б

      Рис. 4. Кадр сверху может вызвать ощущение подавленности (а), а совсем маленький кусочек неба спасает от гнетущего настроения (б)​

      Окружение и линии

      К отображению окружения предъявляются два противоположных требования. С одной стороны, оно не должно отвлекать внимания от главных героев, но с другой — его желательно сделать достаточно информативным.

      • Присутствие знаменательных объектов на дальнем плане, узнаваемых даже при некоторой расфокусировке, поможет легко раскрыть обстановку, в которой развивается действие (шпиль Адмиралтейства — Петербург, туман над рекой — прохладное утро, снег — зима и т. п.). Но для крупных планов изображения героев фон лучше выбрать нечеткий, размытый, в средних по яркости тонах; делается это с помощью выбора глубины резкости, когда выставляется экспозиция.
      • Введение переднего плана помогает подчеркнуть глубину сцены (рис. 5), только не стоит перед персонажами располагать движущиеся или крупные посторонние предметы. Очень неприятное впечатление может вызывать колышущаяся от порывов ветра ветка, периодически мелькающая в кадре, тем более, когда она заслоняет героя, принимающего ответственное решение.


      5_a.gif

      а

      5_b.gif

      б

      Рис. 5. Введение переднего плана. Оценить расстояние до гор на верхнем рисунке весьма трудно (а), в то время как наличие переднего плана подчеркивает глубину пространства (б)​

      • Естественное обрамление кадра (дверной проем, грот, тоннель, противоположные стороны улицы и т. п.) направляет взгляд в середину экрана, приводя к главному объекту. При съемке короткофокусным объективом с помощью обрамления обрезают все лишнее. Обрамление лучше притемнить, уменьшить его контраст и приглушить цвет, сделать не в фокусе. Один из внутренних контуров естественного обрамления кадра желательно пустить по трети экрана.
      • Некоторые второстепенные предметы могут нести даже символический смысл (например, проросший по весне пень: седина в бороду — бес в ребро). Конечно, такие предметы не должны потеряться на экране.
      Привлекающие внимание участки изображения последовательно образуют линию взгляда, именно на ней должны располагаться все важные элементы кадра. Она может иметь любую замкнутую форму, но лучше использовать многоугольник с нечетным количеством сторон, треугольник наиболее эффектен. Напомним, что привлекают внимание движущиеся предметы, контрастные и четкие участки изображения, особенно — светлые объекты, расположенные на темном фоне, они выглядят крупнее.

      Линии окружения (горизонт или дорога, край газона или контуры зданий, береговая черта) увлекают за собой взгляд, роль направляющей может играть также ряд однотипных предметов (автомобили на стоянке, горшки на рынке или головы гостей за праздничным столом). Эти линии надо располагать на экране так, чтобы они сходились на сюжетно важном элементе, тогда взгляд зрителя не устремится за пределы кадра. Взгляд легче скользит вдоль плавно изогнутой кривой, которая и смотрится более изящно, чем прямая линия.

      Ствол дерева и другие увлекающие взгляд объекты не стоит размещать по центру кадра, использование симметричной композиции может быть оправдано только творческими соображениями. Наоборот, контуры предметов, делящие экран по вертикали или горизонтали в «золотой пропорции» (по линиям естественного внимания), придают кадру гармоничность и красоту. Если главный объект находится на земле, то горизонт лучше пустить по верхней трети кадра, а если центр композиции находится над землей, то горизонт можно расположить по нижней трети экрана.

      Форма линий (взаимное расположение предметов) и их ориентация в пространстве, определяя горизонтальную, вертикальную или диагональную композицию, влияют на напряженность кадра, могут вызывать разное настроение:

      • горизонтальные линии навевают чувство покоя;
      • преобладание вертикальных объектов, которые ассоциируются с высотой, может вызвать напряженность в настроении и даже навеять чувство беспокойства;
      • диагональные линии символизируют динамизм. Их следует направлять из нижнего угла экрана в точку схода на горизонте сверху, лучше в точку первоначального внимания. Сход вверху слева может означать возвратность движения. Плавный изгиб диагональных линий как бы уменьшает скорость.
      Таким образом, береговая линия равнинной реки естественнее выглядит, если ее расположить горизонтально; горный поток приобретет большую скорость при диагональной ориентации в кадре, но он теряет стремительность при плавном изгибе береговой линии; вертикальное размещение уместно для ручья с порогами.
       
    3. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Цветовое решение композиции

      При спектральном разложении белого света получаются чистые цвета. По мере убывания длины волны они располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, все оттенки зеленого, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный. Круг замкнулся бы красным цветом, но человек воспринимает всего одну цветовую октаву (рис. 6).

      Глаз имеет три группы рецепторов, чувствительных к синему, зеленому и красному цветам, называемым основными. Смешивание в определенных пропорциях основных цветов вызывает ощущение любого заданного цвета. На этой особенности человеческого зрения основано цветное телевидение.

      6.gif

      Рис. 6. Цветовой круг​

      При недостаточном освещении мы видим мир только в черно-белом виде. Цветовое зрение проявляется в полной мере лишь днем. Это надо учитывать при имитации вечерних или предрассветных сумерек. По мере уменьшения освещенности для нас сначала становится неразличимой окраска красных, затем зеленых и голубых предметов. Известно, что белое освещение малой интенсивности воспринимается синеватым, в то время как при большой интенсивности оно кажется нам желтоватым: луна воспринимается нами голубоватой, хотя красного в ней не меньше, чем у солнца в зените.

      Цветовое решение композиции влияет на восприятие зрителя и на его оценку увиденного. Определенным соотношением световых и цветных пятен фона добиваются эмоциональной окрашенности кадров. Конечно, во время репортажа трудно получить полноценный результат, но, тем не менее, фон можно изменить простым изменением точки съемки. Учет особенностей цветового восприятия будет полезен также при монтаже уже имеющихся материалов.

      • Оттенки красно-желтых цветов кажутся нам теплыми, а сине-фиолетовых — холодными. Зеленый цвет по температурным ощущениям нейтрален. Предметы, окрашенные в теплые тона, кажутся ближе, выступают вперед. Холодные цвета окраски, наоборот, удаляют, заглубляют предметы.
      • Красный цвет приковывает к себе взгляд, поэтому он не годится для фона и отображения второстепенных деталей.
      • Близлежащие цвета гармонируют между собой, а противоположные — контрастируют. Полный контраст будет для пар цветов: красный и голубой, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, зеленый и пурпурный. Гармонируют ближние между собой соседние цвета цветового круга (см. рис. 2.б): красный — оранжевый — желтый, оранжевый — желтый — зеленый и так далее до цветов пурпурного — красного — оранжевого. Контрастные цвета придают изображению динамизм и дополнительную объемность, а гармонирующие делают картинку более плоской и спокойной.
      • Излишняя пестрота утомляет и отвлекает. Фон лучше выдержать в гармонирующих цветах, для него больше подойдут нейтрально-холодные тона, главный элемент при этом делается контрастным фону.
      • Если большой участок кадра окрашен в теплый или холодный цвет, то автоматический баланс белого видеокамеры может дать смещение в сторону дополнительного (контрастного)ему цвета.
      • Флуоресцирующие или слишком яркие цвета предметов и одежды растекаются за свои пределы, детали в них плохо различимы.
      Цвет может нести символическую нагрузку. Хотя смысл такого символа зависит от общественных привычек, есть психологические аспекты восприятия, которые желательно учитывать при выборе общего колорита сцены.

      • Красный цвет — возбуждающий и мощный, горячий и страстный, близкий до навязчивости, особенно на желтом фоне. В сочетании с черным цветом он ассоциируется с огнем. Оранжевая примесь повышает кажущуюся температуру. Смесь красного с белым дает розовый цвет — нежный и легкий.
      • Оранжевый цвет — насыщенный, но светлый, знойный и энергичный, радостный и молодой, приближает предметы. В смеси со светло-серыми тонами он превращается в бежевый цвет — спокойный и легкий.
      • Желтый — самый светлый цвет, сияющий, радостный и юный, теплый, близкий и легкий. На темном фоне (особенно синем) он лучезарный и подавляет цвет фона, на черном становится резким, а на белом — сам тускнеет. В смеси с серым цветом, становясь светло-коричневым, перестает сиять, приземляется. Коричневый цвет (желтый, полностью потерявший яркость) — тяжелый, темный и пассивный.
      • Зеленый цвет — молодой, вселяет надежду и безопасность, скромный. Желтые оттенки придают ему легкость и радость, а синяя примесь утяжеляет, дает прохладу. Темно-зеленый цвет успокаивает.
      • Голубой цвет — холодный и спокойный (или равнодушный), растворяется в воздухе, поэтому кажется неопределенно далеким.
      • Синий цвет — холодный и пассивный, далекий и отчужденный, темный; на светлом, особенно желтом и оранжевом фоне, окончательно тускнеет. Но он начинает светиться на черном фоне. На темно-коричневом фоне приобретает активность, а на темно-зеленом — теплеет. Светло-синий цвет более легкий и яркий.
      • Фиолетовый цвет — темный и тяжелый, подавляющий, старый. Разбавленный белым до лилового цвета он становится неуравновешенным.
      • Пурпурный цвет — торжественный и великолепный, важный (королевский), обладает внутренней силой.
      • Белый цвет — чистый, легкий и светлый, серый — нейтральный, черный — тяжелый и затягивающий, безрадостный. Белая, серая и черная примеси в очень большой мере изменяют характер восприятия чистых цветовых тонов.
       
    4. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Отображение пространства

      Чтобы передать объемность объектов и глубину пространства на плоскости экрана, надо учитывать характер изменения изображения предметов в зависимости от расстояния до них, как при съемке, так и при многослойном монтаже.

      СОВЕТ. Чтобы передний план не выглядел плоской аппликацией, наклеенной на фон, особенно при его искусственной подсветке, необходимо с помощью светотени подчеркнуть объемность близлежащих объектов, используя боковой или диагональный свет.

      Масштаб изображения объекта при небольших углах зрения обратно пропорционален расстоянию до предмета и прямо пропорционален фокусному расстоянию объектива. Такую зависимость называют линейной перспективой. Отобразить пространство помогает введение по глубине сцены предметов на переднем, среднем и дальнем планах, масштаб которых постепенно уменьшается. Нормальная (неискаженная) перспектива получается при фокусном расстоянии объектива, приблизительно равном диагонали светочувствительной матрицы видеокамеры, когда объект виден целиком с расстояния его двойной высоты. Угол вертикального обзора при этом равен 32°.

      Если объектив видеокамеры точно сфокусировать на некотором объекте, расположенном на определенном расстоянии от точки съемки, то резкими с точностью до зерна чувствительной матрицы окажутся предметы, находящиеся чуть ближе и немного дальше от этого объекта, остальное пространство будет вне фокуса. Ограничением глубины резкости можно отобразить пространство на плоскости экрана, ведь оптическая система глаза также имеет ограниченную глубину резкости. Глубина резкости тем больше, чем меньше фокусное расстояние и относительное отверстие объектива. Фокусное расстояние уменьшается по мере отъезда трансфокатором, а с помощью специальных режимов экспозиции получают минимально возможное относительное отверстие.

      СОВЕТ. Выведением за фокус можно убрать нежелательные элементы кадра.

      Короткофокусный объектив преувеличивает перспективу, масштаб предметов на среднем и, тем более, дальнем планах — преуменьшенный. Изображение четкое, передний и задний планы остаются в фокусе, так как даже при большом относительном отверстии объектива глубина резкости остается значительной.

      • Главный объект может находиться только на переднем плане, его перемещение и скорость движения вдоль оптической оси преувеличены.
      • В крупных планах преувеличенная перспектива искажает черты лица и пропорции тела, человека можно снимать только в полный рост или по колено.
      • При отклонении оптической оси короткофокусного объектива (при наклонах камеры) вверх или вниз искривляется линия горизонта, у кадра заваливаются края.
      • Контуры предмета искривляются, если его фронтальная поверхность и плоскость светочувствительной матрицы не параллельны.
      • При очень большом угле обзора короткофокусного объектива возникает опасность захвата лишних объектов. Хороший результат получается при съемке из-под арки и другого естественного обрамления или с низкой точки сквозь кустарник и траву.
      Телеобъективвыравнивает различия между передним и дальним планами, перспектива сжимается.

      • Угол зрения мал, поэтому вдоль оптической оси не должно быть много деталей.
      • Четкие дальние планы сквозь телеобъектив кажутся плоскими, здесь поможет малая глубина резкости, то есть установка большого относительного отверстия объектива.
      • Чтобы предметы фона выглядели удаленными, желательно дополнительно подчеркнуть тональную перспективу, то есть выбирать светлые дальние планы, идеально — в голубых тонах.
      • Под малым углом зрения хорошо снимать людей крупным планом, так как черты лица не искажаются, а фон становится мягким и размытым.
      • Перемещение и скорость вдоль оптической оси преуменьшаются, и, например, набегающие на камеру с большого расстояния спортсмены будут выглядеть подпрыгивающими на месте.
      • Пейзажи или городские кварталы лучше снимать с возвышенности, так видно больше пространства.
      Во время просмотра видеофильма перспектива для зрителя не изменится, если угловые размеры объектов на телеэкране будут равны угловым размерам этих объектов в видоискателе камеры во время съемки. Это равносильно условию равенства угла, под которым видна высота телеэкрана, и угла вертикального обзора видеокамеры. Для мало искаженной перспективы, дающей эффект присутствия, расстояние от зрителя до телеэкрана должно быть равно 1,2-2 диагоналям кинескопа, поэтому для коллективных просмотров слишком больших телевизоров не бывает. Правда, длительный просмотр телепередач без уставания глаз возможен с расстояния не менее 4 диагоналей кинескопа.

      Так как воздух не обладает абсолютной прозрачностью, то с увеличением расстояния очертания объектов становятся все более размытыми, контраст падает, цвета блекнут и приобретают голубоватый оттенок, остаются только полутона. Атмосферная дымка или легкий туман резко усиливают этот эффект, называемый тональной перспективой. От пыли и смога изображение удаленных предметов окрашивается в серые цвета, что вызывает у зрителя неприятное впечатление, лучше такую тональную перспективу не использовать.

      Размещение на переднем плане темных или неосвещенных предметов подчеркивает глубину пространства. Если же передний план светлее дальнего (такая ситуация может возникнуть при вечерних съемках на улице с использованием подсветки), получится обратная перспектива, при которой темный фон «наваливается» на персонажей. Обратную тональную перспективу надо использовать осторожно и обоснованно (рис. 7). Река и камни на переднем плане представленного кадра гораздо светлее фона, поэтому лес «наваливается» на берег, глубина пространства преуменьшена.

      Лица людей могут оказаться слишком темными на фоне разбеленных дальних планов, это надо учитывать при выборе экспозиции. «Синие дали», «сиреневые сумерки», «розовые утренние туманы» могут нарушить цветопередачу.

      В условиях особо прозрачной атмосферы (высокогорье или сразу после окончания дождя) контраст и насыщенность цветов повышаются, и тональная перспектива почти не проявляется. Здесь надо принимать дополнительные меры для передачи глубины кадра, подчеркивая линейную перспективу (включить в кадр передний план, тропинку, гряду камней, знакомые предметы, например дома вдоль улицы, столбы линии электропередачи, дорогу, реку и т. д.), иначе картинка получится неестественно плоской. Небольшая глубина резкости дополняет тональную перспективу.

      7.gif

      Рис. 7. Обратная тональная перспектива​

      Ракурс — это перспективные искажения, возникающие из-за наклона камеры к плоскости объекта. Изменяя точку съемки, можно стать на позиции ребенка или взрослого, слушателя или оратора. Ракурс может дать необычный взгляд на привычные вещи.

      Если фронтальная поверхность центрально расположенного объекта параллельна плоскости чувствительного элемента камеры, все его линии сходятся в точку на горизонте в середине экрана (в точку схода). Такая композиция отличается полной уравновешенностью, статичностью и законченностью.

      При смещении точки схода от центра экрана кадр приобретает внутреннюю динамику, направленность (стремительность). Так как мы привыкли читать слева направо, то смещение вправо воспринимается более естественно, смещение точки схода влево может вызывать ощущение возвратного действия. Если точка схода находится на краю экрана, незримо ощущается продолжение сюжета за этим краем, композиция становится неуравновешенной. Это обстоятельство можно использовать при построении монтажного кадра. Если точка схода находится за границей кадра, получается прерванная перспектива, такая композиция вызывает недоумение, но может натолкнуть на размышления.

      Нижняя точка съемки (снизу вверх) увеличивает предметы переднего плана, вызывает ощущение монументальности фигур, особенно при их подсветке снизу. Вертикальные формы удлиняются, горизонт становится низким, фона почти нет. Высокие объекты могут выглядеть падающими.

      Верхняя точка съемки передает протяженность пространства и предметов, вызывает ощущение простора. Хорошо видны передний средний и задний планы, раскрывается пространственная ориентация многопланового объекта. Вертикальные формы укорачиваются. Верхняя точка съемки подходит для передачи общности чувств, массовости действий большого коллектива людей, но одиночный человек может выглядеть маленьким, приниженным.
       
    5. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Размещение человека на экране

      Главным элементом изображения человека является, как правило, его лицо, а главным элементом лица — глаза. Их лучше размещать в центрах естественного внимания, то есть на пересечении линий, делящих экран по вертикали и по горизонтали на трети или в «золотой» пропорции. Таких точек получается четыре, но только две верхние подходят для размещения головы человека, причем правая точка предпочтительнее. Двум вакантным нижним точкам также можно найти применение.

      Детальный план.Если верхняя часть лба проходит по верхнему краю экрана, а подбородок упирается в нижний его край, то линия глаз расположится на границе верхней трети экрана, то есть на линии естественного внимания, как и подобает «зеркалу души». Ось симметрии лица лучше сместить в ту сторону, которая требуется для согласования со смежными кадрами, или чтобы взгляд был направлен в сторону центра экрана.

      Фон при съемке детальным планом должен превратиться в размытые пятна. Светлые тона фона придают изображению легкость, темные усиливают драматизм момента, а холодные приближают лицо, подчеркивая его объемность. Теплые тона фона, наоборот, сливаются с лицом европейского типа, делая его маловыразительным. Красный цвет, как уже говорилось, не подходит для фона, так как отвлекает внимание от персонажа.

      Крупный план.Человек изображается от макушки до груди. Линия глаз, как и прежде, располагается на границе верхней трети кадра. Передний план здесь лишний, а расфокусированный фон может только намекать на окружение. В диалоге можно сделать «восьмерку», тогда затылок собеседника, лучше брюнета, закрывая треть кадра, будет выступать в роли естественного обрамления.

      Половинный план изображает человека до пояса. Над головой есть пространство высотой с полголовы, поэтому допустимо ограниченное движение. Хорошо видна мимика, а мелкие недостатки кожи на лице уже смягчились, значит, этот план — наиболее крупный для съемки женщин в расцвете лет. Фон может быть довольно пестрым, поэтому центр лица желательно приблизить к точке естественного внимания. Чтобы человек оставался на одном и том же месте кадра, снимают с проводкой.

      Средний план изображает человека по колено. Располагать глаза лучше в точке естественного внимания, чтобы зритель сразу понял, что главное в кадре. Над головой остается пространство, равное двукратной высоте головы. Окружение хорошо различимо, есть пространство для движения. Глубина резкости должна быть достаточной для отображения и среднего, и заднего планов. Съемка с нижней точки дает «голливудский план», подчеркивающий монументальность фигуры. Можно изобразить вхождение в кадр, при этом камера должна быть неподвижной и сфокусированной на точке предполагаемого появления героя. Средний план подходит для показа персонажей во взаимодействии, но не надо подробно отслеживать все движения героя, тем более в ущерб изображению его партнеров по кадру.

      Общий план показывает человека в полный рост. Над головой должно остаться пространство в 2-3 раза большее высоты головы, а под ногами — половина такого же расстояния. Герой не потеряется на экране среди окружения, если его голова в кадре расположится вблизи от точки естественного внимания.

      Кадр лучше делать с передним и задним планами, тогда человек разместится «в центре вселенной». Естественное обрамление также должно приводить взгляд зрителя к человеку, особенно если общим планом снят всего один человек. Ракурс уже не искажает черты лица и пропорции тела, поэтому можно применять как нижнюю, так и верхнюю точки съемки.

      Дальний план подходит для представления места событий или большой группы людей, съемку можно проводить с верхней точки. Одиночный человек на дальнем плане теряется. Это обстоятельство смягчается размещением персонажа в центре естественного внимания.

      Масштаб изображения нескольких человек, находящихся в глубине сцены, будет определяться расстоянием от камеры до каждого из них и фокусным расстоянием объектива. Глубина резкости существенно влияет на характер сцены. Никто не потеряется на экране, если самого дальнего от камеры человека разместить в центре естественного внимания. Здесь могут понадобиться упоминаемые ранее вакантные точки. Расфокусированное изображение затылков некоторых персонажей может стать неплохим обрамлением кадра.
       


    6. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Освещение

      Неправильное освещение может стать причиной, по которой трудно узнать человека на экране. Любительские и профессиональные кадры при одинаково точно подобранной композиции часто отличаются именно качеством света. Диапазон яркости, воспринимаемый человеческим глазом, значительно превосходит диапазон световой чувствительности любой камеры, и изображение, записанное на видеопленку, может существенно отличаться от того, что мы видим. Поэтому надо стремиться к ровному освещению сцены, избегая чрезмерных контрастов, особенно при съемке людей.

      Требования к освещению возрастают для кадров, которые в дальнейшем предполагается использовать для нелинейного монтажа. При оцифровке на больших темных участках изображения могут появиться шумы квантования в виде хаотично мерцающих светлых точек — «снега», а пересвеченные места теряют четкость, «растекаются». Положение еще больше ухудшается, если такие кадры дополнительно обрабатываются программами монтажа с применением всевозможных видеоэффектов. Для нелинейной видеообработки больше подходят достаточно светлые и ровные (мягкие) кадры, без больших однотонных участков.

      В отраженном, например, от облаков, потолка или стен ненаправленном свете изображение получается очень мягким, без теней. При рассеянном (диффузном) свете, например от солнца сквозь облака или туман, от светильника с рассеивающим экраном, тени становятся полумягкими. Узко направленный солнечный свет в ясный день или свет от рефлектора дает глубокие тени и жесткий контраст даже при незначительном отклонении луча от оптической оси объектива. Дополнительная подсветка или рассеяние света от предметов окружения, облаков или специальных отражающих экранов смягчает освещение. Для устранения излишней засветки применяются поглощающие экраны, с их помощью повышают контрастность определенных участков изображения.

      Контрастность освещения определяется отношением яркости (в экспозиционных числах) эталонной серой поверхности на свету к яркости ее в тени. Так как видеофильмы просматривают при дневном освещении, контраст на лицах людей не желательно делать больше 2,5-3, причем соотношение яркостей самого светлого и самого темного участков кадра не должно превышать 30 единиц.

      Контрастность 2 и менее — мягкая светотень, бывает в пасмурную погоду. Хорошо прорисовывается общая форма и цвет предметов как на свету, так и в тени, но изображение выглядит плоско, мелкий рельеф поверхности (фактура) только угадывается. При таком свете лица людей кажутся моложе, так как сглаживаются морщины, становится малозаметной бугристость кожи, убираются тени под глазами. Чтобы стали более выразительными плоские лица, требуется повысить контраст до 3, использовать свет от «солнца в молоке».

      СОВЕТ. Для ровного освещения нескольких объектов и при съемке в больших помещениях лучше использовать непрямой (отраженный) или сильно рассеянный свет, а чтобы избежать теней от одного человека на другом, надо применить несколько источников света.

      Контрастность 4 — глубокая светотень, на природе бывает в малооблачную погоду, когда солнце над горизонтом стоит под углом 30-60°. Изображение получается объемным, можно различить форму и цвет объекта как на свету, так и в тени. При таком освещении очень выразительными будут выглядеть пейзажи. Отчетливо прорисовывается фактура поверхности. При контрасте более чем 5:1 в тенях исчезают детали, изображение на свету растекается.

      Контрастность 8:1 и более — сильный контраст, получается при ярком солнце в зените. Тень черная, без цвета и формы, на свету не видно деталей. Такое освещение не пригодно для обычной съемки, так как реалистическое изображение превращается в гравюру. Но яркими силуэтами и бликами на черном фоне можно передать атмосферу ночных съемок, для чего используют мощный узконаправленный боковой свет. Это единственный способ показа сцены в темном чулане или в подземелье.

      СОВЕТ. Красивое небо лучше снимать над светлыми отражающими и блестящими поверхностями, например над песком, снегом, водой, иначе контраст получится чрезмерным. Вода при высоком солнце (более 42° над горизонтом) становится темной, при низком — искрится, приобретает цвет неба.

      Степень контрастности кадров придает сцене определенное настроение, этим свойством освещения широко пользовались еще на заре кинематографии. Цвет несколько сглаживает эффект, но его всегда можно приглушить. Мягкое изображение в теплых темных тонах без прорисовки деталей можно использовать в романтических сценах. Пониженный контраст при светлых тонах или рассеянная светящаяся воздушная дымка навевают лирическое настроение, в них есть элемент некоторой недосказанности. Повышением контрастности, глубокими тенями можно подчеркнуть драматизм момента.

      На контрастность изображения влияет направление главного источника света. Восприятие объема и формы предметов зависит в некоторой мере и от того, в какую сторону падает тень. Фронтальное освещение (прямой свет со стороны камеры, например от низкого солнца) убирает тени, фактура предметов почти не просматривается. При таком свете трудно передать глубину сцены, пространство становится плоским. Лица людей плохо узнаваемы. Фронтальное освещение подходит только для дальних планов, где не требуется прорисовка деталей.

      Фронтально-боковой верхний свет (из-за спины оператора сбоку и сверху) с углами направлений сверху вниз и сбоку к оси объектива по 30-60° является наиболее универсальным, контраст умеренный, можно снимать людей. Боковое освещение образует темные тени, подчеркивает объем предметов и фактуру поверхностей, контраст повышенный. Тени от объектов с криволинейной формой приобретают плавные переходы. Боковое освещение подходит для пейзажной съемки (рис. 8). Наибольший контраст и эффект объемности проявляется при свете, перпендикулярном к оси объектива. Встречно-боковой свет дает яркие блики на предметах, привносит легкость и воздушность. В глубоких тенях не видно деталей. Такой свет можно использрвать для создания определенного настроения.
       
    7. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      8.gif

      Рис.8. Ледник при боковом освещении​

      Контровое (встречное) освещение желательно направлять снизу, чтобы в объектив не попадали прямые лучи. Оно дает очень глубокие тени. Объект изображается своим силуэтом. При выборе экспозиции по свету вокруг предметов образуется мягкий ореол, а при выборе экспозиции по тени на контуре объекта появляется четкая светлая кайма. Полупрозрачные предметы светятся изнутри. Для съемки блестящих и сверкающих объектов встречный свет лучше направлять параллельно их поверхности. Так, водная рябь или гладь красиво смотрится при низком встречном солнце.

      Верхнее освещение дает короткие тени, вызывает ощущение жары. Самостоятельное применение такого света крайне ограниченно, требуется, по крайней мере, дополнительная срроитальная подсветка.

      Спектр излучения источника света характеризуется его цветовой температурой. Ее значение численно равно температуре, до которой необходимо нагреть абсолютно черное тело, чтобы оно стало излучать свет такого же спектрального состава, как и характеризуемый источник. Смещение в красную область спектра означает понижение, а в синюю — повышение цветовой температуры. В качестве эталона белого света на телевидении принято значение 6500 °К.

      Человеческий глаз хорошо различает цвета и днем, и при свете ламп, хотя объективно окраска предметов изменяется в зависимости от оттенка источника освещения и цвета поверхности. Белые детали приобретают цвет источника света, а цветные так изменяют свою окраску, что иногда бывает трудно заранее предугадать результат. Мозг корректирует восприятие, поэтому даже в сложных условиях освещенности мы можем и не заметить цветовых искажений.

      Измерение цветовой температуры источника света в видеокамере основано на сравнении интенсивности красной и синей составляющих спектра излучения. Для автоматической установки баланса белого в памяти видеокамер заложены параметры многих источников света. Но при смешанном освещении или освещении источником света с прерывистым спектром излучения в работе автоматики могут появиться ошибки, и тогда белые поверхности уже не будут отображаться на экране белым цветом, а на всем изображении появится цветной оттенок.

      Даже если баланс белого установлен правильно, цветовые характеристики освещения все же изменяют контраст и насыщенность изображения. Во-первых, поверхности, окрашенные в цвета, противоположные цветовому смещению источника света, выглядят темнее, чем при белом освещении, их цвет становится менее насыщенным. Так, под лампами накаливания теряют яркость голубые и синие части предметов, а под люминесцентными лампами дневного света (цветовая температура до 7500 °К) — красные, оранжевые и желтые поверхности. Синее смещение освещения делает губы человека почти черными, и лицо становится излишне драматичным. Во-вторых, поверхности, окрашенные в цвета, подобные цветовому смещению источника света, на экране становятся светлее, чем окружение. По этой причине прямое освещение лампами накаливания (цветовая температура 2500-3200 °К) делает лицо белого человека плоским и маловыразительным, так как губы осветляются и «расплываются».

      Классический набор источников света

      При съемке в студии количество осветительных приборов может достигать десятка. Освещением на съемочной площадке управляют светотехники, которым на другие дела просто не остается времени. Даже на природе естественные источники освещения часто дополняются искусственным светом. В любительской практике не все из нижеперечисленного легко использовать в одиночку, поэтому в случаях, когда одним источником света обойтись невозможно, желательно взять себе помощника по свету. Наиболее сложным делом является подсветка движущихся объектов.

      Главные источники света обеспечивают минимально необходимые условия съемки. К ним относится основной (рисующий) свет и дополнительное освещение (рис. 9).

      9.gif

      Рис. 9. Главные источники освещения: 1 — ключевой направленный свет; 2 — заполняющий рассеянный свет (отраженный от белого экрана); 3 — выравнивающий направленно-рассеянный свет; 4 — фоновый свет; 5 — рефлексный (отраженный от пола, стен и потолка) свет​

      Основной (ключевой, рисующий) светпредназначен для прорисовки общей формы объекта. При съемке на природе его источником может быть солнце. Свет прямой, наиболее интенсивный. Для обычной и самой продолжительной съемки ключевой свет надо направлять на переднюю часть объекта (лицо героя) сверху и сбоку (лучше слева) под углами азимута и высоты равными 45±15°. При другом положении солнца снимать людей с масштабом крупнее общего плана не желательно.

      Дополнительные источники света используют для освещения теневых участков сцены, то есть для уменьшения контрастности изображения. При имитации природного освещения их спектральный состав может быть слегка смещен в холодные тона — в сторону цвета голубого неба. К дополнительным источникам света относится заполняющий, выравнивающий, фоновый и отраженный свет.

      Заполняющий свет, равномерный и рассеянный, приходит со стороны камеры параллельно оптической оси, служит для подсветки теней, отбрасываемых деталями предмета на его поверхность. Это может быть свет, отраженный от больших светлых экранов, например от стены. На малых расстояниях источником заполняющего света станет встроенная в камеру осветительная лампа с подходящей спектральной характеристикой. Интенсивность света выбирается такой, чтобы контраст изображения получился в пределах 2-4 ступеней экспозиции.

      Выравнивающий свет, рассеянный или направленно-рассеянный, направляется на переднюю поверхность объекта сверху под углом 30-60° и сбоку с теневой (противоположной основному освещению) стороны под углом 0-60°, применяется как дополнение для заполняющего света. Источником выравнивающего света могут служить облака или потолок и часть стены.

      Фоновый свет подсвечивает задний план, придавая сцене глубину. В больших помещениях во избежание обратной тональной перспективы применение дополнительной подсветки фона обязательно. Источником фонового света на природе может являться небо. При съемке людей яркость фона надо делать выше яркости теней на лице, но ниже яркости его освещенной части.

      Рефлексный (отраженный от снега, песка, потолка, стен и т. д.) свет приобретает окраску. Он смягчает тени на выпуклых или плоских частях предмета, позволяет дополнительно подчеркнуть объем объекта и передать особенности окружения. Имитируя с помощью компьютера соответствующие цветные рефлексы, можно подогнать архивные кадры к колориту текущей обстановки.

      Вспомогательные источники света придают кадру особую выразительность и настроение. Применение специфической подсветки вызывает определенные затруднения, поэтому вместо моделирующего света и световых эффектов легче использовать подходящий видеофильтр уже на этапе компьютерного монтажа.

      Моделирующий свет, создавая «рефлексы» и блики на неярких участках объекта («зайчики» на темных волосах, черных деталях одежды), подчеркивает форму объекта. Моделирующий свет узким пучком направляют на затененную переднюю сторону объекта снизу и сбоку. Вместо активных источников можно использовать зеркальные поверхности.

      Световые эффекты в виде ярких бликов или движущихся теней различной окраски и яркости позволяют имитировать свет от свечи или горящей спички, солнечные зайчики от колышущейся воды и т. п. Такая имитация дает результат лучше, чем съемка при недостаточном натуральном освещении, когда неизбежно появляются шумы в виде «снега». Эффекты создаются с помощью прожекторов, подвижных зеркал и цветных масок.

      Встречный свет (контражур) предназначен для создания яркой контурной линии или нимба вокруг объекта путем подсветки его сзади и снизу. Толщина ореола зависит от выбора экспозиции и положения источника света. Чем меньше выдержка и диафрагма, тем тоньше получится светлая кайма. Сам источник надо располагать под таким углом, чтобы его свет не попадал в объектив прямо. Контражур по интенсивности должен превосходить основной свет, его избыточность компенсируется увеличением бокового света. Встречное освещение вполне возможно осуществить при съемке ограниченно подвижных объектов.

      Для съемки при встречном свете хорошо использовать бленду для объектива (насадку-козырек). Она уберет неинформативную засветку кадра — вуаль и светлые вертикальные полосы, увеличит цветовую насыщенность. Бленда особенно необходима при использовании широкоугольной насадки на объектив.
       
    8. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Природное освещение

      В ясную погоду основными источниками света являются солнце и небо. Спектральный состав прямого солнечного света зависит от положения нашего светила относительно горизонта, так как атмосфера поглощает коротковолновые (сине-фиолетовые) лучи больше, чем красные. По мере подъема над горизонтом солнце из красного становится в зените бело-желтым, цветовая температура повышается с 2200 °К до 5700 °К. Цвет неба зависит от многих факторов и изменяется от голубого до синего, цветовая температура соответственно увеличивается от 104 до 3 х 104 °К.

      Тени, которые освещаются преимущественно голубым небом, кажутся холоднее светов (освещенных участков) под желтым солнцем. Синие тени и желтые света дополнительно увеличивают контраст изображения. Днем в пасмурную погоду и при солнце в дымке разница в окрашивании света и тени мало заметна (цветовая температура около 5500 °К и 7000-8500 °К соответственно).

      Солнце на рассвете или при закате стоит над горизонтом под углом 0-6° и дает резкий контраст светотени. Освещены только вертикальные поверхности предметов, прямой солнечный свет окрашивает их в красный цвет, тени черные, другие цвета приглушены. Такое положение солнца подчеркивает рельеф местности и подходит для съемки пейзажей, тихой глади воды при встречном свете. Для съемки людей крупным планом подобное освещение непригодно, особенно неприемлем боковой свет из-за чрезмерного контраста. Вечер — хорошее время для съемки городских пейзажей, так как при еще достаточном свете на улице уже зажигаются окна домов.

      Низкое солнце (13-15° над горизонтом) утром, вечером или зимним днем дает резкое отличие в освещении горизонтальных н вертикальных поверхностей. На свету предметы окрашиваются в оранжево-желтые оттенки, а тени — в синие (цветовая темцература солнца — 2500-3500 °К, неба — более 15 000 °К). Контраст высокий, цветопередача искажена. Освещенная часть лица приобретает золотистый теплый оттенок. В крупных планах полезна подсветка встроенной лампой для выравнивания освещенности теневой части до уровня яркости неба и коррекции ее цветности. Для съемки дальних планов больше подходит утреннее освещение, а не вечернее, так как воздух после жаркого дня становится менее прозрачным. Низкое солнце в пасмурную погоду не дает теней и для съемки едва ли пригодно.

      Универсальным освещение бывает, когда солнце светит под углом 30-60°, свет белый, цветовая температура — около 55 000 °К. В это время освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей примерно одинаковая, и цветопередача освещенных участков наиболее удачная. Тени голубые, в нужных местах их можно смягчить отражающими белыми экранами на подставках. Можно снимать и людей, и пейзажи.

      Солнце в зените мало пригодно для съемки, так как освещаются в основном горизонтальные поверхности. Но только такое естественное освещение и бывает в лесных чащах, глубоких карьерах, дворах-колодцах. Здесь требуется фронтальная подсветка и подсветка снизу, удовлетворительные результаты получаются при съемке на светлом песке или на снегу.

      В солнечный день под сенью деревьев образуется множество световых пятен и бликов, из-за чего контраст становится запредельным. По этой причине снимать в парке или в лесу лучше пасмурным днем или при солнце в дымке. Место для съемки желательно выбрать на поляне, чтобы в кадр попал хотя бы небольшой участок неба.

      Дневное «солнце в молоке» (небесная дымка), высокие перистые облака или яркое пятно вместо солнца за сплошными неплотными облаками — идеальное освещение для съемки. Свет и тень белеют, значит, получаются и наилучшая цветопередача, и мягкая светотень. Освещенность в ото время уменьшается в два раза, и светочувствительная матрица видеокамеры дает наилучшее разрешение, ведь избыточная освещенность матрицы приводит к растеканию электрических зарядов фотоэффекта и, следовательно, к потере четкости изображения.

      Рваное предгрозовое небо, когда из-за темных туч пробивается яркое солнце, может стать отличным, но непредсказуемым освещением для разворачивания драматичных событий. Пейзажи приобретают внутреннюю напряженность. Солнце за плотной тучей при голубом небе дает тусклый и рассеянный свет, в котором исчезают тени, предметы становятся плоскими. Такое освещение не слишком хорошо для съемки.

      Пасмурный день не дает теней, контрастность очень низкая, цветовая температура более 6500 °К, цвета блекнут. Изображение получается плоским, необходимы дополнительные средства для подчеркивания объема и формы предметов. Освещение подходит для съемки людей крупным планом, но при этом желательна боковая направленная подсветка, особенно для плоских лиц, нужны цветовые контрасты. Яркая теплая подсветка встроенным осветителем даст эффект съемки при заходящем солнце.

      Особенности окружения

      Источниками света являются не только солнце, небо и осветительные приборы, но также естественные и искусственные отражающие поверхности. Снег и песок, светлые стены зданий, облака и потолок рассеивают падающий на них узконаправленный свет, ослабляют глубину теней и смягчают контрастность. Кадры получаются очень мягкими, если люди освещены только отраженным светом. Таким образом, отражающие и поглощающие особенности окружения могут полностью изменить характер освещения сцены.

      Чтобы уменьшить контрастность бокового или верхнего освещения при съемке на природе, вместо специального источника выравнивающего света легче применить не потребляющий энергию светоотражающий переносной прибор, например обтянутый изнутри белой тканью зонт. Надо учесть, что рассеянный свет исходит от источника, размеры которого соизмеримы с расстоянием до освещаемого объекта, вполне достаточно подсветить только лицо человека.

      Снежный покров отражает до 80 % света, и для прорисовки лиц полностью отпадает необходимость в нижней подсветке. Для подчеркивания рельефа местности надо снимать при низком боковом солнце. В пасмурную снежную погоду необходимо исключить белый фон, иначе кадр получится блеклым (рис. 10). На морозе снег искрится и против солнца появляется розовая снежная дымка.

      При ярком высоком солнце, дающем слишком жесткий контраст, можно снимать на теневой стороне улицы в отраженном от домов противоположной стороны свете. Когда в кадр попадет освещенный прямым солнечным светом участок, может нарушиться баланс белого, изображение теневой стороны улицы приобретет синеватый оттенок.

      Цветные отражающие поверхности окрашивают окружающие предметы, а блестящие и зеркальные поверхности дают блики на темных элементах, это неразрывно связывает изображение объекта с обстановкой. Цветной оттенок могут дать песок, светлые стены домов, скалы и т. п., при съемке людей этого надо избегать. Но, с другой стороны, на этапе компьютерного монтажа бывает полезно «подкрасить» вставляемые архивные кадры для согласования обстановки.

      10.gif

      Рис. 10. Снег и пасмурная погода. Полностью отсутствуют тени, без перспективы кадр получился бы слишком плоским​
       
    9. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Избыточный рефлекс (отраженный свет) делает изображение слишком мягким, и следовательно — плоским. Малоконтрастное основное освещение от потолка, плотных облаков требует боковую узконаправленную подсветку, подчеркивающую объемность за счет теней. Темные поверхности углубляют тени, увеличивают контраст и одновременно уменьшают общий уровень освещенности. Сильными естественными поглотителями света являются черная земля, хвойные растения, тоннели и т. д. С помощью поглощающего экрана, например черного зонта, можно убрать лишнюю засветку на лице, такой экран пригодится также при съемке малоконтрастных объектов.

      СОВЕТ.Можно изготовить универсальный отражатель-поглотитель, обтянув черный зонт изнутри белой тканью. Кстати, этот зонт пригоден для использования и по прямому назначению — спасет от дождя и солнца, он также заменит бленду, играя роль козырька.

      Мельчайшие капельки и кристаллики воды в воздухе рассеивают свет синей части спектра, красные лучи при этом почти не преломляются. Это приводит к тому, что в зависимости от расстояния до объекта контрастность, цветовая насыщенность и тональность изображения существенно изменяются. Легкая воздушная дымка усиливает тональную перспективу, получается синяя даль. Туман и густая снежная пыль на все изображение накладывают белую вуаль, прорисовываются только ближние планы в пастельных тонах, а в контровом свете появляется воздушное розовое свечение.

      СОВЕТ. Туман в долинах лучше снимать сверху при встречно-боковом солнце.

      Дождь смягчает цвета, и в зависимости от расстояния сначала уменьшается насыщенность синего, потом красного цветов. Контрастность во время дождя низкая.

      Блеск мокрых поверхностей подчеркивает объем и форму предметов. Благодаря лужам не требуется нижняя подсветка. При съемке против солнца появляются блики, они особенно впечатляют в дальних планах и пейзажах.

      Пыль и смог уменьшают видимость, воздух становится темно-серым, солнце краснеет. Такие условия едва ли пригодны для съемки. Единственное, что вам может помочь — это поляризационный светофильтр... или отпуск: над морем пыли не бывает.

      Смешанное освещение, например подсветка предметов лампами накаливания в условиях природного освещения, оправданно лишь при красном солнце на закате или восходе, тогда еще возможен баланс белого. Если вы производите съемку в помещении, освещенном лампами накаливания, то находящиеся близко к окну предметы окрасятся дневным светом в синие тона, ведь спектр ламп накаливания смещен в сторону красного цвета, поэтому вы должны всегда стоять спиной к окну. При съемке в тени надо следить, чтобы прямое солнце не попадало в кадр, это также может нарушить баланс белого.

      Не забывайте, что установленный баланс белого сохраняется и после выключения камеры. Первая съемка в новом месте всегда должна начинаться с коррекции баланса белого. В некоторых камерах можно задавать предварительные установки типа освещения, например «солнечно» (съемка на улице в ясный день), «облачно» (съемка на улице в пасмурный день), «лампы накаливания» (съемка в помещении со включенными лампами накаливания), «лампы дневного света» (съемка в помещении со включенными лампами дневного света).

      Съемка на монохромном фоне со включенной автоматической балансировкой белого может плавно привести к окрашиванию кадра в тон, дополнительный цвету фона.
       
    10. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Съемка видео

      Крайне редкий кадр можно целиком вставить в фильм. Зачастую приходится корректировать моменты его включения и отключения, разбивать кадр на части. Для облегчения монтажа всегда надо иметь запас по длительности кадра. А чтобы попусту не тратить видеопленку, надо снимать монтажно, то есть уже заранее планировать место кадра в будущей сцене.

      СОВЕТ. Важно помнить, что объект съемки перемещается в центр внимания оператора, поэтому трудно уследить, чтобы в кадр не попало ничего лишнего. Полезно выработать у себя привычку беглым взглядом осматривать весь кадр. Использование встроенного монитора вместо видоискателя облегчает эту задачу.

      Любители чаще используют репортажную (без предварительной подготовки) съемку, так как самые интересные события всегда происходят неожиданно. Но при монтаже может оказаться, что материалов не хватает. Поэтому после репортажа и дополнительной репетиции с героями полезно сделать несколько постановочных кадров с продуманной композицией. Отдельно надо снять дальние планы и картины окружения, которые понадобятся для показа обстановки. Нелишними будут кадры со случайными прохожими или свидетелями событий, которые в дальнейшем оживят эпизод. Если планируется использовать многослойный монтаж, надо снять героев на однотонном фоне (например, на фоне неба), который резко отличается по цвету или яркости от одежды и лиц: чем больше такое различие, тем легче впоследствии сделать фон прозрачным и заменить его другим.

      Оперативность в репортажной съемке играет не последнюю роль. Но здесь надо учитывать два противоположных фактора. Во-первых, необходимо иметь запас по времени, ведь камера не включается мгновенно, так как для бесшумного стыка последовательных записей при выключении происходит автоматический откат пленки на секунду назад, а после включения пленка на протяжении секунды выставляется в последнюю записанную позицию. Во-вторых, режим готовности («STBY») вызывает излишний износ магнитной ленты и, как следствие, может повлечь сбой синхронизации в месте паузы. Во многих видеокамерах режим готовности автоматически отключается по истечении 5 минут бездействия.

      Желательно отказаться от вредной привычки многократного использования видеопленки. Хотя лучшее — враг хорошего, приходит время, когда появляется неистребимое желание переделать некоторые эпизоды. К тому же трудно преодолеть соблазн использовать удачные кадры в нескольких фильмах, возможно, изменяя моменты их начала и конца для согласования в новой позиции.

      Чтобы не тратить видеопленку и заряд батарей видеокамеры на запись монолога сплошным куском, звуковое сопровождение выгоднее фиксировать на портативной звукозаписывающей аппаратуре. При монтаже на компьютере коррекция пространственной ориентации стереозвуков и синхронизация с видеорядом не вызовет затруднений.

      ВНИМАНИЕ. Записывающую камеру ни в коем случае не стоит уподоблять прибору, сканирующему изображение, она должна быть неподвижной или движущейся плавно и неторопливо, даже если персонажи перемещаются за рамки кадра. До выключения записи нежелательно менять направление поворота камеры, можно лишь остановиться, иначе во время монтажа придется разделить отснятый кадр.

      Компактную легкую видеокамеру, в отличие от камеры плечевого исполнения, очень трудно удержать в неподвижном состоянии, и дрожание кадра становится заметным даже при незначительном наезде трансфокатора. Поможет здесь стабилизатор изображения или штатив, но электронный стабилизатор ухудшает четкость, а оптический — потребляет дополнительную энергию. А чтобы избежать применения штатива, для рук с камерой и всего тела можно использовать подручные опоры. Ими могут стать стол, спинка стула, забор, стена, дерево и т. п. Положение оператора должно быть устойчивым — лучше плохо сидеть, чем хорошо стоять, даже прислонившись.

      • Стоять же надо на обеих ногах, расставленных на ширину плеч. Можно встать на одно колено. Можно снимать лежа с упором на локтях. (Чем-то это напоминает разные изготовки для стрельбы.) При съемке с нижней точки видоискатель отверните вверх.
      • Держите камеру двумя руками, локти желательно прижать к груди; корпус, голова и руки оператора вместе с видеокамерой должны образовать монолит. Можно натянуть ремешок для переноски — напряжение мышц дает большую устойчивость.
      • Не закрывайте левой рукой встроенный микрофон! Надо научиться управлять камерой вслепую.
      • Дышать надо неглубоко и бесшумно, а при большом наезде затаить дыхание — это будет дополнительным аргументом для сокращения длительности крупных планов.
      • Если нужна проводка (сопровождение) объекта, перевод центра кадра или панорама, то лучше разворачиваться на ногах, слегка согнутых в коленях, а кор-пус, руки и камеру сделать «слитыми» воедино. Можно также прислониться к стене или дереву. Проводка объекта всегда должна быть плавной.
      • Съемка домашних животных требует определенного терпения и знаний их повадок. Диких животных в их естественной среде обитания лучше снимать из заранее приготовленных (уже привычных для героев кадра) замаскированных укрытий с большого (и безопасного) расстояния. Интересной деталью сюжета может стать перенос на животных человеческого поведения.
      • Трансфокатором надо пользоваться оправданно: или для мотивированного наезда-отъезда, или когда нельзя подойти к объекту съемки ближе. Крайние положения трансфокатора искажают перспективу: широкоугольный объектив ее преувеличивает, а телеобъектив собирает планы. Большой наезд возможен только с использованием штатива или стабилизатора изображения.
      Очень впечатляющими бывают кадры, снятые в движении. Если под рукой (под ногами) не оказалось тележки и ассистентов (группы водителей), можно использовать «кошачью походку». Перед съемкой заранее проверьте отсутствие преград по ходу планируемого движения.

      • Шаги при съемке должны быть плавными, на полусогнутых ногах. Голову лучше втянуть, локти прижать как можно ниже, дыхание неглубокое. Скорость движения — строго постоянная, без малейшего ускорения или замедления. После любой остановки, даже на мгновение, продолжайте съемку неподвижной камерой, можно применить сопровождающую трансфокацию.
      • При движении вбок надо использовать перекрестный, но не приставной шаг, иначе получатся рывки.
      • При съемке крупных планов можно развернуться и присесть, не выключая запись. Тогда в одном кадре герой будет виден под разными углами и ракурсом.
      • Хорошей альтернативой кошачьей походке зимой могут стать лыжи или коньки, а летом — ролики.
      Как правило, автоматическая наводка на резкость дает хорошие результаты, но в следующих случаях возможно нарушение фокусировки и потребуется ручная регулировка с отключением автоматики:

      • недостаточная освещенность объекта или фон слишком яркий (съемка в контровом свете);
      • объект малоконтрастный (небо, гладкая стена), слишком яркий или блестящий (дает блики);
      • в кадре присутствуют несколько предметов на разном расстоянии от камеры или съемка ведется сквозь кусты, окно, сетку и т. п.;
      • между камерой и объектом может внезапно попасть посторонний предмет (автомобиль, прохожий);
      • в кадре преобладают горизонтальные линии.
      Записанный во время видеосъемки звук предназначен не только для передачи речи, но и для создания эффекта присутствия, то есть воспроизведения общей звуковой обстановки, на фоне которой разворачиваются действия фильма. Посторонние шумы от расположенных близко к камере источников (например, работающий двигатель автомобиля, громкое дыхание оператора или шум механизма трансфокатора), на которые не сразу обращаешь внимание, порой заглушают все остальные звуки. Надо помнить, что звуковое давление обратно пропорционально квадрату расстояния до источника.

      При видеозаписи для контроля качества фонограммы очень полезно использовать головные телефоны (наушники). С помощью такого простого способа можно не только легко избежать посторонних звуков и нежелательных слов, но и вовремя включить защиту от шума ветра (в меню камеры установить «ON» в строке «WIND»). Эта установка включает фильтр верхних частот (обрезает все гармоники ниже 150 Гц), поэтому ею надо пользоваться только по необходимости и не забывать о своевременном отключении, так как установка сохраняется и после выключения видеокамеры.

      Выносные проводные или радиомикрофоны, подключаемые к камере, позволяют снимать даже в неблагоприятной звуковой обстановке. Направленные микрофоны больше подходят для записи речи или звука от удаленных объектов, а микрофоны с круговой диаграммой направленности — для записи общего звукового фона сцены. Хорошей альтернативой или дополнением выносным микрофонам может стать использование портативной звукозаписывающей аппаратуры.

      Если при съемке не обращать внимания на звучащую рядом музыку, то могут возникнуть проблемы с монтажом. Поэтому по возможности надо убавить до нуля громкость включенного телевизора, музыкального центра и т. п. В крайнем случае, когда музыка доносится из соседней квартиры или с улицы, границы кадров надо выбирать по границам записанных музыкальных фраз.
       
    11. Ads Master

      Киевстаров

       Регистрация:   27 май 2011  Сообщения:               120  Симпатии:                  50  Город:                     Киев

    Поделиться этой страницей