Маленькие хитрости при съемке :)

Тема в разделе "Мультимедиа", создана пользователем Z-User, 12 май 2016.


    1. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Режимы экспозиции

      От правильности выбора экспозиции зависит контрастность и насыщенность получаемого изображения, качество проработки деталей кадра в тени и на свету. Экспозиция определяется произведением освещенности светочувствительной матрицы на время выдержки. При заданной освещенности сцены выбрать правильную экспозицию — значит правильно установить величину диафрагмы объектива и выдержку.

      Автоматическая экспозиция рассчитывается по освещенности зон кадра с учетом весовых коэффициентов каждой зоны. Центру приписывается наибольший вес, а периферии — наименьший. При ровном освещении автоматическая экспозиция обычно дает технически качественное изображение, но для придания кадру особой выразительности или в сложной световой обстановке этого бывает недостаточно. Неровное освещение сцены может привести к плохой прорисовке деталей главного объекта, и выбор экспозиции должен обеспечить в первую очередь качественную съемку сюжетно важного элемента. Автомат выбора экспозиции дает грубую ошибку при избыточном встречном свете, при съемке человека в светлой или блестящей одежде. Ошибка проявляется в затемнении лиц и других сюжетно важных деталей кадра, так как экспозиция рассчитывается по средней освещенности. Высветить главные элементы кадра можно включением режима компенсации фонового света (Back Light). He забывайте, что многие камеры сохраняют этот режим даже после отключения питания, что может привести к ошибке установки экспозиции во время следующей записи.

      В большинстве видеокамер кроме автоматического задания экспозиции предусмотрен целый набор программных установок (Program AE), из которого можно выбрать наиболее подходящую экспозицию для каждого конкретного случая. В некоторых видеокамерах есть ручная регулировка выдержки или диафрагмы. Встречаются камеры с перемещаемой зоной выделения элемента кадра (Flex Zone), экспозиция здесь устанавливается по выделенному участку, и такой способ является неплохой альтернативой ручной регулировке.

      Для отображения пространства на плоском экране, а также чтобы фон не отвлекал внимание зрителя от главного объекта, требуется уменьшенная глубина резкости. Она получается при максимально открытой диафрагме и достаточно большом фокусном расстоянии, при этом экспозиция выбирается изменением выдержки. Если же требуется большая глубина резкости, то экспозицию задают путем изменения выдержки при малой диафрагме.

      Чтобы избежать смазывания изображения движущихся объектов, необходимо уменьшать выдержку, экспозиция тогда должна задаваться изменением диафрагмы, открытие которой приводит к уменьшению глубины резкости. Обычные видеокамеры обеспечивают скорость затвора не более 1/2000 секунды, некоторые — 1/10 000 секунды. При таких выдержках требуется яркое освещение. С другой стороны, смазывание изображения при увеличенной выдержке может быть использовано как художественное средство для подчеркивания скорости движущегося объекта. Таким образом, водопад или прибой можно изобразить или множеством отдельных брызг, или стремительным единым потоком, в зависимости от выбранной выдержки (рис. 12).

      12.gif

      Рис. 12. Водопад. Отдельных брызг не видно, так как выдержка достаточно большая​

      Далее приведены сведения по выбору экспозиции из набора программных установок (Program AE). Разные камеры имеют свои наборы и конкретные названия типов экспозиции, несколько отличающиеся от тех, что указанны ниже. Для уточнения надо смотреть инструкцию по эксплуатации видеокамеры.

      • Режим портретной съемки (Softportrait) устанавливает приоритет максимально открытой диафрагмы, то есть минимально возможную глубину резкости. Автоматическая фокусировка не реагирует на предметы ближе одного и дальше десяти метров. В некоторых видеокамерах при этом обеспечивается и максимально точная передача цвета лица, а четкость уменьшается, получается мягко нарисованный кадр.
      • Для съемки людей при сильном рассеянном свете от песка, воды или снега подходит режим «пляж и лыжи» (Beach &Ski). В этом режиме с помощью электроники дополнительно повышается контрастность и цветовая насыщенность изображения.
      • Режим подсветки прожектором (Spotlight mode) предназначен для съемки освещенного объекта на темном фоне (солнечная поляна, арена цирка). Экспозиция выбирается таким образом, что прорисовываются только освещенные участки кадра, остальное может уйти в глубокую тень.
      • Режим «на закате или при луне» (Sunset &mооn) обеспечивает съемку силуэтов или фейерверка. Съемка вечерних сцен как таковых возможна только в этом автоматическом режиме (или при выключенной автоматике экспозиции), иначе кадр получится светло-серым и зашумленным. Некоторые видеокамеры в режиме «лунного освещения» вводят красное смещение для восстановления баланса белого.
      • Режимы спортивной съемки (Sports) и скоростного затвора (High-speedshutter) позволяют избежать смазывания изображения быстро движущихся объектов. Съемка с малыми выдержками требует довольно яркого освещения.
       
    2. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Переменное кадрирование

      Переменное кадрирование — это изменение границ кадра во время съемки, оно используется для фиксации подвижного объекта в определенном месте экрана (проводка) или для придания динамизма кадрам со статичными предметами. Переменное кадрирование подчеркивает глубину сцены и уточняет место событий. Границы кадра изменяются не только при повороте, наезде или отъезде камеры, но и при изменении фокусного расстояния объектива.

      Делая проводку, надо оставлять пространство перед движущимся предметом, а камеру поворачивать плавно, без скачков и наклонов («завалов») горизонта. Въезд объекта в кадр лучше снимать неподвижной камерой, а перед выездом надо плавно замедлить скорость поворота камеры до нуля. Передний план не должен попадать в кадр, так как большая линейная скорость перемещения предметов на экране утомляет глаза зрителя.

      Трансфокация (изменение фокусного расстояния объектива) имитирует наезд и отъезд камерой и дает хорошие результаты во время съемки неподвижных предметов, так как кадр приобретает дополнительный динамизм. С помощью «наезда» (увеличения фокусного расстояния) можно выделить объект или деталь, а с помощью «отъезда» (уменьшения фокусного расстояния) — показать пространство. Скорость трансфокации, как правило, должна быть постоянной и относительно небольшой. За каждую секунду можно изменять масштаб изображения объекта примерно на одну ступень (в 1,6-1,8 раза), тогда увеличение или уменьшение в 3 раза (оптимальный для восприятия скачок масштаба) получится за 2 секунды.

      Если скорость трансфокации жестко связать со скоростью перемещения объекта вдоль оптической оси, то можно дольше удерживать подвижный объект в кадре и, отчасти, сымитировать съемку перемещаемой камерой. При таком сопровождении изменяется только фон, который уходит или наплывает. Если объект снимать с низкой точки, то фон будет меняться более значительно, увеличится кажущаяся скорость движения, так как при низком горизонте в кадр в каждый момент времени попадет меньше предметов окружения, которые и исчезают быстрее. Низкая точка хорошо подходит для съемки приближающихся объектов. Для удаляющихся объектов более содержательной может стать съемка с верхней точки, так как горизонт здесь поднимается, и видимое пространство для движения расширяется.

      Для выделения объекта можно сделать наезд с поворотом. В начале и в конце этой операции требуется несколько секунд покоя. Поворот надо делать по ходу движения объекта. Особенно напряженно смотрится перемещение по диагонали. Чтобы не вызывать у зрителя головокружения, движение камерой должно быть медленным, а скорость трансфокации — низкой. Мотивированный наезд по указателю, в направлении жеста или взгляда героя, допускает выход за кадр. Естественным продолжением наезда с поворотом является переход на следующий кадр, в котором выделенный объект показан более крупным планом.

      При съемке всегда надо помнить, что монтажный кадр выглядит более естественно, чем трансфокация. Вместо того чтобы постепенно изменять фокусное расстояние до момента получения требуемого увеличения объекта на экране, лучше сделать лишь начало наезда, а далее включить следующий кадр, в котором объект уже будет увеличен в 2,5-3 раза. (Напомним, что здесь желательно изменить угол зрения на 15-45°.) Трудно найти оправдание повторному наезду-отъезду и изменению направления поворота камеры.

      Панорама (рис. 13) дает общее описание места и времени (по крайней мере, поры года) событий. В отличие от кино, слишком мелкий масштаб дальнего плана при видеосъемке нежелателен из-за малого разрешения телеэкрана. На панораме заметны даже небольшие скачки линии горизонта и завалы камеры. При медленном повороте автоматическая экспозиция обеспечивает постоянство яркости кадра.

      В начале панорамирования необходима выдержка, потом равномерная проводка, затем опять выдержка, что в дальнейшем понадобится для стыковки кадров. Линия горизонта должна оставаться на одном и том же месте экрана. Поворот на 90° следует проводить не менее чем за 8 секунд, причем трансфокация исключается полностью. При вертикальном панорамировании проводку надо делать строго по прямой и без завалов горизонта. Панорамирование легче делать короткофокусным объективом, ведь при большом «наезде» с большого расстояния получить недрожащую картинку проблематично. Яркость кадра с панорамой будет постоянной только при равномерном освещении, а если этого добиться невозможно, съемку ведут по частям с предварительным уточнением экспозиции.

      Перевод фокуса, хотя и не меняет границ кадра, значительно преобразует композицию. При съемке многоплановых по глубине сцен поочередно выбираются объекты, которые будут попадать в фокус или становиться нерезкими (в камере уже отключен режим автоматической фокусировки!). Это возможно только при малой глубине резкости, когда объектив имеет большое относительное отверстие и большое фокусное расстояние. Фокус надо переводить плавно, возможен небольшой медленный поворот камеры. Внимание зрителя привлекается к новому центру композиции непроизвольно, автоматически. Предметы переднего плана могут стать естественным обрамлением, темные тона здесь предпочтительнее, так как не уводят взгляд за пределы кадра. Не надо забывать о правиле одной трети.

      13_a.gif

      а

      13_b.gif

      б

      Рис. 13. Панорама (а), поворот на 45° (б)​
       
    3. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      Съемка людей

      Отрицательных героев в домашнем видеофильме, как правило, не бывает. Чтобы зритель (он же герой фильма) смотрел на себя с удовольствием, человека надо показывать с симпатией и в лучшем свете.

      • Утро подходит для съемки женщин, так как кожа человека ночью стягивается, становится гладкой, свежей и молодой. Мешки под глазами исчезают постепенно, поэтому мужские лица фотогеничны лишь к вечеру. Детей интересно снимать круглосуточно, но не стоит затягивать кадры со спящим ребенком.
      • Не надо снимать ваших друзей в неприглядном виде или вместе с их случайными знакомыми противоположного пола. По крайней мере, до прояснения обстановки такие кадры в фильм включать не стоит.
      • Надо учитывать, что малозаметные в жизни индивидуальные жесты и позы людей, мелкие недостатки в одежде и прическах на телеэкране бросаются в глаза и даже могут выглядеть вульгарно. Ненормативная лексика не просто режет слух, а недопустима вовсе.
      • Редкий человек перед камерой чувствует себя комфортно и не напрягается. Иногда полезно снимать через зеркало, с большого расстояния или скрытой камерой. Откидной дисплей меньше закрепощает «актера», чем обычный видоискатель.
      Размещая человека на телеэкране, надо помнить, что искусство может начинаться там, где каноны нарушаются только осознанно. Герой не должен упираться макушкой в верхний край, а носом — в бок экрана. И уж конечно, нельзя обрезать краями кадра кисти рук, стопы ног и, тем более, головы людей (и животных).

      • Всегда надо оставлять пространство для движения или взгляда. Помните, что движение героя справа налево, особенно из глубины сцены, воспринимается как возвратное.
      • Если главное в кадре — человек, то все остальное не должно привлекать внимания. Нецелесообразно снимать людей на фоне достопримечательностей, которые можно показать и в отдельных кадрах. Окружение лучше сделать нечетким, в пастельных тонах, контрастных цвету лица и одежды.
      • При съемке человека надо исключать перспективные искажения. Преувеличенные челюсти или лбы, ноги как бревна и руки как плети мало кого украсят, хотя некоторым женщинам импонирует коррекция фигуры на экране (сродни комплименту), а юношам — преувеличенные бицепсы. Перспектива не будет искажаться, если угол зрения не превысит 15-17° (фокусное расстояние F24)< зо больше 75-100 мм, то есть расстояние до человека, изображенного общим планом, должно быть больше его удвоенного роста).
      • Нежелательнр снимать детей с ракурсом (сверху вниз), лучше опустить камеру до уровня глаз ребенка. Это, впрочем, справедливо и для взрослых (рис. 14), не стоит подчеркивать монументальность женской фигуры, используя нижнюю точку съемки. Человека крупным планом лучше снимать с уровня его глаз, половинным планом — с уровня подбородка, средним планом — с уровня груди, а общим планом — с уровня пояса; тогда светочувствительная матрица займет вертикальное положение.
      • Линии фона не должны членить человека, особенно в местах недопустимой обрезки. Нежелательный фон лучше вывести за глубину резкости, можно использовать достаточно крупный план.


      14.gif

      Рис. 14. Нежелательный ракурс​

      При съемке людей, особенно в крупном масштабе, нужно определенное освещение. Так как здесь исключается движение персонажей, появляется возможность обеспечить стабильность света, но освещение не должно мешать герою.

      • Надо точно передавать телесный цвет лица, даже в ущерб цветовой передаче других объектов.
      • Отношение яркости света и тени на лице не должно превышать двух ступеней экспозиции.
      • Освещение плоских лиц можно сделать более контрастным с помощью рисующего света, направленного сбоку. Камера и свет, находящиеся по разные стороны от оси симметрии лица, придают объемность.
      • Если вы хотите сделать незаметнее какие-то недостатки внешности, вроде длинного носа или глубоко посаженных глаз, рисующий свет лучше направлять спереди, например от встроенной в камеру лампы подсветки.
      • Морщины, прыщики и другие дефекты кожи на лице можно смягчить малоконтрастным (сильно рассеянным или отраженным) светом, не дающим теней.
      • Желательно, чтобы мягкая тень под носом достигала середины верхней губы. При боковом освещении тень на щеке можно уравновесить бликом над ней.
      • Верхний свет образует тени под глазами и подбородком, они убираются подсветкой спереди или отражающим экраном снизу, вполне подойдут песок или снег.
      Итак, подведем итоги. Во-первых, видеокамера — это не сканер для считывания штрих-кода, она не должна отслеживать все движения персонажей и дрожание рук оператора. Во-вторых, во время съемки почти невозможно соблюсти все нюансы композиции, но ведь и требуется не педантичное выполнение правил, а творческий учет ограничений. Если некоторые детали нельзя переставить или убрать, то почти всегда можно изменить точку, с которой ведется съемка. В-третьих, трудно добиться хороших результатов без хорошего освещения. Оно должно быть достаточно интенсивным, иначе на картинке появится «снег», и малоконтрастным, чтобы прорисовать детали как на свету, так и в тени. Наилучшее освещение бывает при «солнце в молоке», а в ясный полдень солнце, приближающееся к зениту, дает для съемки людей слишком большой контраст. Об установке светильников надо побеспокоиться заранее. Наконец, используя головные телефоны для контроля записи звука, можно вовремя обнаружить посторонние шумы.
      --- Добавлено, 12 май 2016, Дата поста: 12 май 2016 ---
      Усе, пока на этом остановлюсь ... источник не укажу, так как это нашел в виде html учебника.
      Делимся своими секретами и интересными материалами.


      п.с. после прочтения этой статьи у себя вспомогательную сетку не отключаю как в фото, так и в телефоне :)
      Фото из интернета.
      images.jpeg
       
      Последнее редактирование: 12 май 2016
    4. Unf0rgiven

      Unf0rgiven Модератор Команда форума

      Регистрация:
      23 фев 2011
      Сообщения:
      2.507
      Симпатии:
      977
      Город:
      Бердянск
      А у меня спрашивают, а где находится кнопочка "Шедевр". )
       
    5. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      А еще нравится режим High Dynamic Range Imaging, HDRI или просто HDR
      https://ru.wikipedia.org/wiki/High_Dynamic_Range_Imaging
      Когда делается несколько фотографий и с каждой берется лучшие места по цветопередачи - то позволяет фоткать даже напротив солнца.
      HDR.jpg


      К примеру даже в телефоне этот режим делает отличные фото ... Житомир, можно сказать городская черта.
      foto2.jpg

      foto3.jpg

      foto1.jpg
       


    6. Z-User

      Z-User Модератор Команда форума

      Регистрация:
      7 ноя 2011
      Сообщения:
      3.671
      Симпатии:
      1.748
      Город:
      Житомир
      ну и еще HDR с телефона

      1026345w.jpg

      1026346w.jpg
       
      Romashka79 нравится это.

    Поделиться этой страницей